Трудовое воспитание

Нет, наверное, такой семьи, где бы дети не имели своих обязанностей, не учились трудиться и не помогали родителям хотя бы немного. Если где-то есть подобное, то это непоправимо калечит личность ребенка, воспитывая из него потребителя. Поэтому трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В лучших школах мира труд входит в обязательную программу.

Что значит воспитать в ребенке трудолюбие? Трудолюбие – это не просто умение заставить себя трудиться, а свойство души получать от труда радость. Отсюда и начинается любовь к труду. В «Доброй школе на Сольбе» мы учим детей получать радость от преодоления себя, от результата своего труда, от помощи ближним.

Основной труд, который совершает ребёнок, конечно же, учеба, то есть умственный труд. Есть физический труд: дежурство по классу (помыть доску, помести и вымыть пол, протереть пыль), в трапезной (помочь накрыть на стол и убрать посуду после еды), общая подготовка к праздникам и мероприятиям. Всё это обязанности учащихся, то есть то, что нужно делать даже если не хочется. Обязанности есть у каждого члена общества. У школьника в школе они таковы. За их выполнение дети учатся нести ответственность.

Чем старше становится человек, тем больше у него появляется обязанностей и тем бо́льшую он несет ответственность. А у взрослых их больше всех. Ребёнок, в особенности подросток, должен с детства понимать, что взрослый человек – это не тот, которому всё можно, а тот, кто несет большую ответственность.

Есть труд ради какой-то идеи: чему-то научиться или кому-то помочь. Это труд по желанию. Воспитанницы «Доброй школы на Сольбе» в свободное время могут помогать сестрам на послушаниях, то есть принимать участие в различных монастырских работах, конечно же, по силам и, если хотят.

Девочки любят помогать в монастырских мастерских: керамической, швейной, вышивальной, пряничной. Здесь они могут наблюдать полностью весь процесс производства изделия и сами принимать в нем участие. В мастерских они обучаются и даже приобретают начальные профессиональные навыки. Некоторым нравится помогать в пекарне или на цветочных клумбах. А кто-то хочет попробовать себя во всем.

Ученицы школы любят общаться с сестрами, узнавать новое, испытывать себя, помогать. Так незаметно в детях воспитывается уважение к чужому труду, желание приносить пользу. Они видят результат своего труда и это доставляет им радость.

Монастырь похож на маленькое государство. Здесь дети могут увидеть в действии и близко познакомиться с самыми разнообразными профессиями: экономическими и юридическими, творческими и техническими, медицинскими и педагогическими, профессиями науки, сельского хозяйства, информатики, туризма и сервиса, транспортными и продовольственными профессиями, профессиями священно- и церковнослужителей. То есть вся жизнь в ее многообразии представлена в стенах монастыря. Это способствует профориентации, помогает детям сделать осознанный выбор профессии в будущем.

А еще есть молитвенный труд. Дети знакомятся с ним тоже, участвуя в богослужениях и молясь за себя и своих близких.

О ПРОФЕССИЯХ В МОНАСТЫРЕ
Говорят дети

***
В монастыре профессий разных много: повар, бухгалтер, журналист, пекарь, работники керамической мастерской, учителя, воспитатели, юристы, швеи, ещё на ферме работают, на огороде. Но, наверное, труднее всего в гостевой трапезной, потому что гостей обычно много и они могут неожиданно приехать в разное время. А для них надо быстро и красиво накрывать столы. Это ответственная работа. А еще интересно в пекарне, там булочки вкусные.

Творческому человеку, например, шить интересно, можно что-то красивое сделать и подарить. В керамике интересно. Там можно не только рисовать, но и заливать формы. Некоторые лепят из пластилина то, что потом сделают в мастерской. Нам показывали, как рисовать, давали лепить, мне очень нравится.

Даша И.

 ***
Наблюдая за тем, какие работы выполняются в монастыре, можно понять, как много профессий требуется для этого: священник, воспитатель, учитель, завуч, директор, секретарь, иконописец, дирижер, концертмейстер, режиссер, повар, пекарь, работник пресс-службы, монтажник, отделочник, каменщик, скотник, овощевод, садовник, зав. канцелярией, кладовщик, бухгалтер, охранник, вахтер, тракторист, товаровед, продавец, официант, гончар, программист, теплотехник, крановщик, водитель, архитектор, инженер, сантехник, сценарист, декоратор, портной, библиотекарь, фотограф, журналист, врач, электрик, слесарь, юрист, вокалист. Получилось около пятидесяти, но можно еще добавлять.

Мне, например, ближе творческие профессии. Такие как декоратор, иконописец, журналист, фотограф, режиссер. Мне нравится общаться с людьми, занимающимися чем-то подобным. С ними интересно, они креативные, оригинальные, незаурядные личности. Обычными профессиями, как, например, повар, пекарь, электрик, слесарь, может овладеть любой человек. А к творческим профессиям склонны немногие.

Вика С.